Skip to content

Психология зависти, враждебности, тщеславия (Е. П. Ильин, 2014)

Введение Приходишь в смятение, когда осознаешь, в каком бесчувственном и бесстрастном мире мы живем, однако и в этом мире, которым правит техника и экономические интересы, люди не перестают зависеть от воздействия пылких чувств, даже в том случае, если последние вытесняются за порог сознания. Поэтому разговор о страстях не лишен смысла. Не ускользнут от нашего внимания корыстолюбие, властолюбие и честолюбие, жадность, любопытство и преклонение. В заключение мы поговорим о возможности нового отношения к страстям. В книге представлены суждения по поводу вышеназванных феноменов, существующие в рамках психологии, психоанализа и философии. Повторяя уже известное, я постараюсь расставить акценты по-новому, следуя тому ритму, который задают слова, обозначающие ту или иную страсть. Несмотря на то что, излагая свою версию сущности человеческих страстей, я вынужден постоянно ссылаться на ограниченность научного подхода, я не тяготею к области иррационального, а строго следую науке. Паскаль говорил об отношении к Богу; моя же тема — отношение к собственной личности и окружающим, поскольку именно этот вопрос исследует психоанализ.

Психология зависти, враждебности, тщеславия

Она может и не иметь третьего объекта? Однако и в том и в другом случае у субъекта возникает страх потери значимого и близкого человека. Внимание и в первом и во втором случаях выступает как ценность и как показатель приоритетного отношения. Отсюда можно сделать вывод о том, что потеря внимания значимого близкого или любимого человека — сигнал об опасности, грозящей не только взаимоотношениям, но и самооценке индивида.

Это уточнение правильное, но не имеет принципиального значения для различения ревности и зависти; для последней все равно необходим третий объект, а будет ли это человек, работа или хобби — не столь важно.

Склонность к признанию и зависть порок культуры, если человек тщеславится и за которо всех, и от него тоже, скрыты его собственные чувства; .. Н. Бондер полагал, что зависть включает в себя и жадность, и ревность.

Толковые словари русского языка рассматривают ревность наряду с другими значениями — такими, например, как зависть, боязнь чужого успеха, опасение, что другой сделает лучше, мучительное желание безраздельно владеть чем-нибудь В. Очевидно, что такое описание больше подходит к зависти, чем к ревности, хотя правда в том, что ревность может сопровождаться завистью и это является одним из обстоятельств, затрудняющих различение зависти и ревности.

Рега , , посвятивший зависти целую книгу, считает ревность матерью зависти и отмечает, что часто одну принимают за другую. Однако он полагает, что зависть охватывает большее поле, чем ревность. Кляйн же, наоборот, полагает, что ревность основана на зависти, а П. Ларошфуко разделял зависть и ревность, рассматривая ревность как установку, которая часто оправданна и разумна, потому что она стережет нечто, что мы имеем, но боимся потерять, в то время как зависть — это безумие, для которого процветание других невыносимо.

В то же время там же говорится, что хотя зависть и ревность имеют много общего, но это совершенно разные эмоции. ревность отличается от зависти тем, что в ней бесконечно больше злобы и страсти, а кроме того, меньше сдержанности. ревность возникает из мнения человека о том, что должно быть его по праву; это не чувство неполноценности в чистом виде, как в случае зависти. Более того, у ревнивого человека имеется двусторонний источник раздражения и беспокойства: Если я ревную к кому-то, это происходит потому, что он завоевал чувства третьего лица, на которые, по моему мнению, имею право я.

Таким образом, я ненавижу не только узурпатора, но и человека, которого он соблазнил. Бесковой б , обстоятельством, затрудняющим такую дифференциацию, является то, что сфера рассмотрения ревности, как и зависти, далеко выходит за рамки брачно-сексуальных и любовных отношений.

А считая грехом легким и маловажным, не боятся его; не боясь, пренебрегают им; пренебрегая же, не избегают его, и таким образом совершается невидимая и тайная пагуба: Между тем Господь повелел нам быть мудрыми, заповедал быть крайне"сторожными, чтобы враг, который всегда бодрствует и непрестанно подстерегает нас, вторгшись в сердце, не раздул из искр пожара, не превратил малого в большое и, убаюкивая небрежных и неосторожных легким дыханием и тихим веянием, не возбудил вихрей и бурь и через то не разрушил веры и спасения, не разбил самой жизни.

Итак, надобно бодрствовать, возлюбленнейшие братья; надобно всеми силами стараться противопоставить тщательное и полное бдение врагу, который, свирепствуя, направляет на все части тела свои стрелы, могущие поразить и ранить нас. Убеждая нас к этому и поучая, апостол Петр говорит в своем Послании: Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити 1 Пет.

Психология зависти, враждебности, тщеславия читать онлайн. Психологические механизмы формирования чувства зависти в.

В то же время там же говорится, что хотя зависть и ревность имеют много общего, но это совершенно разные эмоции. ревность отличается от зависти тем, что в ней бесконечно больше злобы и страсти, а кроме того, меньше сдержанности. ревность возникает из мнения человека о том, что должно быть его по праву; это не чувство неполноценности в чистом виде, как в случае зависти.

Более того, у ревнивого человека имеется двусторонний источник раздражения и беспокойства: Если я ревную к кому-то, это происходит потому, что он завоевал чувства третьего лица, на которые, по моему мнению, имею право я. Таким образом, я ненавижу не только узурпатора, но и человека, которого он соблазнил. Бесковой б , обстоятельством, затрудняющим такую дифференциацию, является то, что сфера рассмотрения ревности, как и зависти, далеко выходит за рамки брачно-сексуальных и любовных отношений.

Помимо эротической выделяют ревность, касающуюся остальных устремлений человека профессий, занятий; неполовых родственных и дружеских отношений между людьми в науке, спорте, искусстве, политике и т. Муздыбаев в этой связи пишет, что ревность может возникать между друзьями, среди студентов по отношению к преподавателю, среди сотрудников из-за расположения руководителя, между детьми за особое внимание со стороны родителей. Близкие ревнуют также друг друга к какому-либо занятию спорту, работе и т.

Затрудняет дифференциацию, отмечает Т. Бескова, и одинаковость эмоциональных переживаний по отношению к себе: Об этом писали и другие авторы, например Е. Уолстер , ,

Тщеславие, ревность, зависть и любовь к себе!

Любовь и секс В самом худшем случае эти чувства могут привести к попыткам суицида, к преследованию мужа, даже к убийству. В лучшем случае вам станет неприятно, когда ваша лучшая подруга скажет вам, что она только что купила второй дом, тогда как вы не смогли купить и одного. ревность, может быть, самое сильное и менее других понятое чувство.

Зависть и ревность. Эмоции, сопровождающие переживание чувства зависти. . Глава 9. Тщеславие и гордыня — провокаторы завистливости.

Евгений Ильин - Психология зависти, враждебности, тщеславия Поэтому-то так часто сводят ревность к зависти: ревность - это зависть в любовных отношениях" Ю. Орлов, ;"ревность - это зависть к какому-то субъекту человеку, группе из-за того, что некий значимый, ценный для ревнующего индивид вступает с ним в отношение Я - Ты" К.

Подобная тенденция отмечается и в обыденной речи. Шек отмечает, что"тенденция использовать вместо слова"зависть" слово"ревность" - без сомнения, основывается на том, что в ревности признаться проще, чем в зависти, которая считается недостойным чувством" . Если зависть в большинстве случаев считается недостатком человека, то ревность, имеющая объективные основания, не так безоговорочно осуждается обыденным сознанием. Вместе с тем нередко возможно и обратное: Муздыбаев , от такого смешения этих понятий нет проку, поскольку они отражают и регулируют разные сферы межличностных отношений.

Это приводит к явной терминологической двусмысленности.

Любовь. Ненависть. Зависть. ревность

Если стыд рассматривается как культурно оправданная эмоция, то зависть считается эмоцией низменной. Из сравнения человека с человеком могут возникнуть 2 эмоции: Притом объектом сравнения должно быть качество, которому я придаю значение. Всё многообразие черт человека, его состояние, статус, способности, обладание, всё то, с чем он себя идентифицирует, может быть предметом сравнения.

Назовём элементы зависти или тщеславия: Злорадство имеет ту же природу, что и зависть, но в нём содержится ещё и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть люди, у которых так же плохо и, может быть, ещё хуже.

и видео Чувства и эмоции: интересная, полезная и свежая информация. В соцсетях торжествует ярмарка тщеславия и безупречности. Механизм возникновения чувства зависти. Сарказм и угрозы в шутливой форме - всегда ли признак скрытой агрессии ревность - враг эмоциям и чувствам.

Причем различают"белую" зависть, не замешанную на ненависти и скрытой враждебности, и"черную", которая густо замешана на ненависти и враждебности к тому, кто меня превосходит, если он еще"такой же, как и я", принадлежит к тому же слою общества, возрасту и полу. Когда в группе, которая занималась саногенным мышлением, я задал вопрос: Из этого сравнения могут возникнуть две эмоции: Притом объектом сравнения должно быть качество, которому я придаю значение.

Все многообразие черт человека, его состояние, статус, способности, обладание, все то, с чем он идентифицирует себя, может быть предметом сравнения. Может быть - его жена любит его больше, и дети его послушнее, и огород плодоносней, и даже может быть - гены лучше, хотя он подобен мне.

Зависть и ревность – эмоции, в которых сложно сознаться

Его колесо оборачивается одинаково и для смиренных, и для гордых: Учение Ока — для толпы; Учение Сердца — для избранных. Первые твердят в гордыне: Быстро вращается колесо Благого Закона.

ревность – австралийский исследователи отмечают, когда человек Жадность, Зависть,Тщеславие - вот самые мерзские эмоции. 0 2 зависти на тебя постоянно льется скрытая негативная энергия и.

Евгений Евтушенко [12] Еще апостол Павел в послании к Тимофею отмечал, что зависть не обязательно направлена на материальные блага. Поэтому предметы зависти могут быть материальными деньги, вещи, недвижимость и нематериальными интеллектуальные возможности человека — ум, талант; физические — здоровье, красота, психомоторные способности; духовные — доброта, отзывчивость и пр. Но наиболее ярким и трагическим примером зависти является зависть фарисеев и книжников к Иисусу Христу, приведшая к его гибели.

Священники и книжники увидели, что Иисус Христос имеет намного больший успех, чем они. За Христом шли толпы народа, его слушали, у него учились. Священники возненавидели Иисуса и предали его распятию. Истории из Библии Змей позавидовал Адаму и Еве, склонил их к греху и таким образом положил конец их блаженству. Каин и Авель, сыновья Адама и Евы, принесли жертву Богу, и жертва Авеля была принята Богом, дым от его костра поднялся в небо. Жертва Каина Богом принята не была, и дым стелился по земле.

Каин, конечно, был разочарован и с досадой смотрел на Авеля. Что же тебе не нравится? Точно так же негодовал гордый Саул на смиренного и кроткого Давида за то, что его Саула жены приписали Давиду больше похвалы. Из-за этого гордый царь стал гнать будущего властителя народа Израилева.

Путь к сверхсознанию

А к записи Психастения Пройдите наш опрос Обращались ли Вы за помощью к психологу? Да, обращался, и психолог помог решить мою проблему Да, обращался, но моя проблема не была решена Никогда не обращался и не собираюсь Я сам себе психолог Загрузка Зависть Зависть — это неприятное чувство человека, вызывающееся раздражением, а также неудовольствием от благополучия и достижений других людей. Зависть — это постоянное сравнение и желание обладать чем-либо нематериальным или материальным.

Завистливое чувство свойственно всем людям независимо от характера, национальности, темперамента и пола. Проведенные социологические исследования показали, что данное чувство ослабевает с возрастом.

ревность — это боязнь превосходства другого лица. доведенного до чертиков, из самолюбия, захваченного врасплох, и раздраженного тщеславия.

Бывает, что говоря о ревности, человек и не подозревает, что в этот момент завидует. Определить же тонкую грань между этими чувствами иногда бывает сложно. ЧУВСТВО- в родственных языках болгарском, сербохорватском, словенском обозначало слышать, охранять, стеречь, бодрствовать, далее связано со словом чую, чуять — в др. Если верить нашим предкам, когда мы чувствуем, мы слышим, понимаем и охраняем.

Завидовать- от видеть, смотреть, наблюдать, основано на представлении о дурном глазе. Возможно, имеет общее со словом ненависть.

Чем зависть отличается от ревности?

Я притворюсь, как будто я простак: Но сколько б ни внушал себе я это, твердя: Евгений Евтушенко[12] Еще апостол Павел в послании к Тимофею отмечал, что зависть не обязательно направлена на материальные блага. Поэтому предметы зависти могут быть материальными деньги, вещи, недвижимость и нематериальными интеллектуальные возможности человека — ум, талант; физические — здоровье, красота, психомоторные способности; духовные — доброта, отзывчивость и пр.

Sedona — метод (Метод Освобождения эмоций), разработан Лестером Левенсоном. . потребность, желание, блуждание, управляемость, зависть, тщетность, нетерпимость, ревность, помешательство, значимость, оскарбленность, снобизм, удача, превосходство, непростительность, тщеславие.

Зависть чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет либо лишить предмета зависти другого человека. Фундаментальная предпосылка зависти — превосходство другого человека и осознание в связи с этим своего более низкого положения. Завидующий интерпретирует чужой успех как свое поражение. Правда, возможности для сравнения ограничены определенными социальными рамками.

Жизнь людей, близких по статусу, более доступна для сравнения и анализа. Кроме того, непосредственное окружение чаще всего является референтной группой, той точкой отсчета, по отношению к которой субъект измеряет и оценивает свои достижения и приобретения, неудачи и потери. Таким образом, чем короче социальная дистанция, тем выше вероятность возникновения зависти. Завистника угнетают, в основном, небольшие различия. Согласно имеющимся эмпирическим данным, возникновению зависти в немалой степени способствуют такие черты характера личности, как честолюбие, себялюбие, тщеславие, эгоизм, лень.

Зависть часто порождается отсутствием внутреннего мировоззренческого и психологического равновесия, гармонии. Она не возникает или реже возникает у независимой, самодостаточной, непредубежденной личности, увлеченной собственными, а не чужими делами. Различают несколько форм, или видов, зависти: В народе говорят о черной и белой зависти.

Зависть и тщеславие, гордость

Зависть и ревность - два способа быть несчастным Зависть Зависть, так же, как и ревность, можно отнести к страстям, поскольку она обуславливает ревностное стремление к тому, что причиняет страдания и тем самым приводит к несчастью. Зависть — следствие чувства собственной неполноценности. Зависть направлена на то, чего индивид лишен.

Однако причиной для зависти служит не только имущество, но и такие человеческие качества, как красота, здоровье, интеллигентность.

Какие эмоции и манеры поведения выдают завистника Они бывают тесно переплетены с ревностью, злорадством, отчаянием и другими эмоциями. Как понять, что мы испытываем скрытую зависть Без объективных на то причин человеку, которому завидуют, вменяют хвастовство и тщеславие.

Зависть как чувство 1. Ларошфуко отмечал, что зависть еще непримиримее, чем ненависть. Канту , зависть представляет собой злонравный образ мыслей, а именно досаду от того, что мы видим у других; это склонность воспринимать с неудовольствием благополучие других, хотя оно не наносит никакого ущерба благополучию завидующего. Зависть заслоняет наше собственное благополучие, потому что мы не умеем оценивать наше благо по его внутреннему достоинству, а делаем эту оценку наглядной, лишь сравнивая наше благо с благом других.

Кузнецова это определение несколько расширено: Замечу, что в этих определениях зависти ничего не говорится о том, хочет ли завистник иметь то, что имеет объект зависти. Игнорирование этого момента как одной из причин возникновения зависти особенно характерно для немецких социологов. Зиммель , пишет, что завистливый человек при определенных обстоятельствах даже не стремится иметь то, чему он завидует, но ему нестерпимо, что этим обладает другой.

Он становится болен от того, что у кого-то другого есть частная яхта, несмотря на то что у него ни разу в жизни не было желания даже ступить на борт корабля. Можно завидовать славе другого и не желать славы самому, пишет Зиммель. С этой точкой зрения согласен и немецкий социолог Г. Но тогда возникает вопрос: Где же здесь основа для зависти? А она состоит в том, что нужна завистнику не яхта, а возможность, как у другого, иметь яхту, славу и пр.

Как не ревновать

Published on

Хочешь узнать, как избавиться от проблемы ревности и выкинуть ее из твоей жизни? Нажимай тут!